Уроки гитары

Уроки фортепиано

Уроки вокала

Уроки укулеле

Уроки скрипки

Обучение электрогитаре

Обучение бас-гитаре

Другие инструменты

Обозначения в сольфеджио

СольфеджтоОбозначение нот буквами в сольфеджио исторически возникло в музыкальной среде довольно-таки давно.  За счет того, что такой язык довольно удобен, музыканты не перестают записывать ноты, используя буквенные аббревиатуры. Руководствуясь ими, можно перенести на бумагу за исключением звуков, еще и гораздо более сложные вещи, такие, как аккорды, тональности, лады.

Это универсальный язык, понятный ученикам музыкальных школ по всему миру, и тем, кто планирует сделать музицирование своей профессией, изучать его обязательно для того, чтобы уметь читать по нотам любое произведение.

Ниже в статье вы получите основные сведения о данной дисциплине, чтобы вы имели хотя бы начальное представление об обучении музыкальной грамоте и знали, зачем она необходима.

Буквенные обозначения в сольфеджио

Буквенные обозначения нот в сольфеджио записываются в начале над нотоносцем по латыни.  Используется 8 букв. Начинается все с ноты –ля- .   Затем идет сиb(В), потом до (С), дальше идет ре (D), следом за этой нотой пишется звук ми (E), фа (F) , соль (G) и завершает обыкновенное си (H). Для указания диезов и бемолей к буквам добавлялись, добавляются и будут добавляться окончания is для диезов и es для бемолей (для примера, до-бемоль – это ces , или фа-диез – это fis ).

А это интересно…

Но буквенные обозначения в сольфеджио имеют три исключения. Таковыми являются ля, ми и си бемоль.

Почему именно Си бемоль имеет собственное обозначение? Есть версия, что это произошло в средневековые времена, когда люди еще играли на клавесинах: тогда строение клавиатуры было другим, поэтому и си бемоль называется буквой b. А теперь такой символ остался в обиходе у музыкантов.

А вот объяснение исключения ля и ми бемоль проще, чем си бемоль. Чтобы при написании не писать два раза литеры «E» и «А», записывают одной.

Тональности

Для названия тональности используются тоника и лад. Тоникой может стать любой звук – главная ступень или  побочная. Также тоникой тональности может стать нота со случайным знаком альтерации (диез, бемоль). Буквенные обозначения тональностей по сольфеджио схожи с нотными  знаками. Но в написании тональности еще используется вид лада: Мажорный обозначается словом dur, а минорный –moll.

Существует главное правило написания тональностей. «Светлую» тональность нужно писать с большой буквы, а «темную» - с маленькой.

Интервалы

Обозначение интервалов в сольфеджио пишется римскими буквами и цифрами.  Буква зависит от того, какой интервал : чистый - ч, малый –м , Большой - Б, уменьшенный - ум, увеличенный – ув, а цифра - от того, на каком расстоянии находятся звуки друг от друга : от примы, у которой звуки находятся на одной линии и обозначается 1 до октавы, у которой ноты  располагаются далеко друг от друга – расстояние в семь нот и пишется цифрой 8.

Трезвучия

ТрезвучияОбозначение трезвучий в сольфеджио зависит от ступени трезвучия (на какой ступени строится) и от его вида (малый, большой, уменьшенный, увеличенный). Все аккорды строятся на трех главных трезвучиях лада – это трезвучия, построенные на главных ступенях лада, - 1, 4, 5

На 1 ступени лада строится тоническое трезвучие – Т35. Оно обозначается именно так, потому что образовано устойчивыми ступенями – 1, 3, 5. Тоническое трезвучие имеет два обращения:

  1. сектаккорд – Т6;
  2. квартсекстаккорд – Т46.

Есть еще и другое обозначение аккордов. Они пишутся как обычные ноты, только могут содержать дополнительные знаки, дополнительный вид, или специальную цифру, означающую, на какой ступени играются различные аккорды. Например, аккорд Аm7- это трезвучие ля минор, который нужно играть на 7 ступени. Обычно такие обозначения используются в пьесе для аккомпанирования главной мелодии, и музыкант играет левой рукой.

Дополнительно

Кроме основных обозначений нот, интервалов, аккордов и тональностей существуют множество дополнительных, такие, как, например, темп. Пишется латинскими буквами. Пример: Adagio — медленно. Обычно он пишется в начале произведения или его части. Самое интересное – чаще всего, традиционно используется итальянская терминология. Всего существует 3 вида темпа: медленный, умеренный и быстрый.  И удивительно то, что это еще не все: в каждом темпе существуют еще 5-6 видов той или иной скорости движения.

Заключение

Хотелось бы отметить, что все эти знаки используются при игре на любом музыкальном инструменте, ведь существует мнение, что они пригождаются только при игре на фортепиано. Каждый выполняет определенную функцию в мелодии, и музыкант обязан знать все эти знаки, чтобы правильно исполнять произведение.

В Школе Музыки Fmusic вы всегда сможете узнать больше про обучение музыкальной грамоте. Опытные преподаватели помогут вам разобраться в вопросе, как правильно понимать ноты и самому записывать понравившиеся произведения языком музыки.