10-04-2018
Каждому музыканту важно знать не только то, с помощью каких приемов необходимо играть на своем инструменте, но и об азах всей музыки. Так, самое первое, о чем следует помнить - это знаки в сольфеджио.
Прежде всего, нужно знать, что сольфеджио — наука, что учит нас музыке. Оно дает ту основу, с помощью которой развивается музыкальный слух и происходит постановка голоса. Эта дисциплина создана для того, чтобы заложить у обучающихся основу музыкальной теории, и каждый начинающий музыкант должен ее знать.
Как правило, этому предмету учат детей опытные педагоги в музыкальных школах. Но его можно постигнуть и самостоятельно, для чего, несомненно, потребуются такие качества, как усидчивость и упорство. Это можно сделать без оглядки на возраст, тогда, когда вы пожелаете. Не хотите разбираться в сложностях данной дисциплины самостоятельно? Преподаватели нашей Школы Музыки будут рады вам помочь.
Все знаки делятся на минорные и мажорные. Так, первые характеризуются как темные и грустные, а другие — радостные и позитивные. Также каждая тональность имеет свой ряд диезов и бемолей, которые и отличают первые от вторых. Каждый диез и бемоль образует систему, что и образовывает знаки тональностей по сольфеджио.
Нужно запомнить, что все они делятся на три группы: диезы при ключе, бемоли при ключе и без знаковые. При создании лада тональностей обязательно добавляется один диез или бемоль. Для каждой группы существует собственный звукоряд, который образуется с определенной нотной последовательности.
Чтобы определить знак тональности, нужно выучить определения мажорных нот, так как минорные можно определить только по технике параллели.
Профессионалы чертят для себя специальные расчеты, с помощью которых и определяют ноты. Если распределять знаки в гаммах, специальная таблица значительно облегчит написание музыки.
Чтобы быстро и легко находить соответствующую ситуации тональность, есть специальный квинтовый круг.
В такой схеме весь порядок начинается с До мажор. Таким образом, справа от него расположены диезы, а слева — бемоли. Между ними находится квинт, который исполняет роль интервала. На таком рисунке можно заметить, что после каждого интервала добавляется один новый знак, что говорит о повышении и понижении тона.
Также важно понимать, что существуют определенные знаки альтерации в сольфеджио. Вообще, альтерация учит изменять ступени нот, которые и называют бемолями и диезами. В итоге получается отдельный список обозначений, которые обозначают изменения:
Так как они делятся на повышающие и понижающие, к первой категории можно отнести диез и дубль-диез, а ко второй — бемоль и дубль-бемоль. К отдельной категории относится бекар, который имеет свойство отменять влияние бемоля и дубль-бемоля, которые понижают тональность, и «говорят» музыканту воспроизводить обычную ноту. Приставка «дубль» означает «удвоение». Соответственно, дубль-диез повышает тональность в два раза, а дубль-декар — понижает.
При обучении основам музыки используется специальная таблица знаков в тональностях по сольфеджио. Она прекрасно обозначает все обозначения, которые участвуют в постановке. По ней видно много нюансов, очень важных при расстановке нот.
Найдите такую табличку в интернете, распечатайте и повесьте на видное место – это поможет вам лучше запомнить правила. Регулярно просматривайте ее в свободное время, чтобы активизировать зрительную память, ведь кое-что в результате подобных действий сможет запомниться произвольно, без усилий.
Расскажем об основных моментах, которые должны быть указаны в подобной таблице.
Так, мажорные тональности наблюдаются с диезными знаками. Они образуются, если возле мажора (разве что, кроме фа) не стоят другие знаки, кроме диеза. В этих случаях обязательно нужно использовать параллельную тональность, а после действовать по таблице.
При данной схеме происходит перечисление всех диезов. Она останавливается в том случае, когда попадается нота с таким ключом, что на один тон ниже остальных. Если же это минорный список, то перечисление обрывается на той ноте, что идет за названием тональности.
Также есть специальные знаки в гаммах для сольфеджио. Как и другие знаки тональности, гаммы могут повышать ноты и понижать, или целый звукоряд. Профессионалы часто пользуются словосочетанием «играть гаммы», имея в виду «играть последовательно».
Обычно при постановке нот гаммы используются только в одной октаве. Однако есть случаи, когда они распространяются и на другие. Если новичок не знает, какие есть знаки в гаммах, таблица по сольфеджио отлично ознакомит его с разными видами гамм. Так, различают двухоктавные, трехоктавные и так далее, гаммы, которые так называются в зависимости от области распространения.