12-04-2018
Музыкальный язык точно так же, как любой разговорный, и имеет свои правила грамотности. Одни из важнейших касаются использования аккордов. Вот они, знакомые всем обладателям музыкального образования последовательности или сочетания двух звуков, именуемые латинскими числительными:
Их названия отражают количество нот, находящихся между крайними звуками. Использование такого музыкального инструмента, несмотря на кажущуюся его простоту, имеет ряд особенностей и закономерностей, одно из которых – явление обращение интервалов в сольфеджио. Это своеобразная игра расположением двух звуков, участвующих в их создании.
Если стоит задача простого обучения игре на инструменте, возможно, такие специфические знания особенно и не пригодятся. Но если в перспективе – необходимость обучения пению с листа или составления музыкальных произведений, умение использовать законы виртуозного жонглирования нотами просто необходимо.
Правила перехода одного сочетания в другое достаточно простые. Разберемся в терминологии. В интервале всегда участвует два звука – нижний и верхний. Нижний называется основой, а верхний - вершина.
Схема состоит в том, что обращение аккордов в сольфеджио может происходить по двум вариантам:
Таким образом, видно, что из одного интервала может получиться единственное его преобразование. Например, обращение интервалов от ноты ре по сольфеджио до ноты ля будет представлено, например, ля и ре на октаву выше. Или, наоборот, просто опустим ля на 8 нот и получим другой вариант трансформации.
Использование таких моделей позволяет легко составлять музыкальные произведения и виртуозно играть звуками даже без использования музыкального инструмента, просто в воображении.
К важным особенностям обращения нужно также отнести то, что:
Это замечание очень помогает для запоминания трансформации таких звуковых сочетаний. Так, чтобы устно ответить на вопрос, какой интервал получится, например, из септимы при его обращении, достаточно вспомнить, что септима – это латинское числительное «7». Используя вышеописанное правило девятки, достаточно произвести такое вычисление:
Главное правило обращения интервалов сольфеджио состоит в том, что сумма нот исходного и обращенного интервала всегда будет равна 9.
9-7=2
Таким образом, обращением септимы всегда будет секунда. Для еще более простого запоминания можно просто запомнить такие трансформации наизусть. А чтобы сделать этот процесс легче, уже давно была придумана специальная табличка, которая облегчит процесс заучивания.
Обращение трезвучия это правило по сольфеджио, которое позволяет управлять гармоничным сочетанием звукоряда и использовать больше вариаций для нотного письма.
Трезвучие – аккорд, в составе которого находится два интервала. Ноты в таком аккорде имеют названия:
Обращение трезвучий в сольфеджио имеет примерно те же правила, как и в случае с вышеописанными двузвучиями. Каждый из звуков поочередно может быть перенесен на октаву выше. Так, уже при третьем ходе мы снова получим исходный аккорд в следующей, относительно исходной комбинации, октаве.
Так, обращение интервалов в сольфеджио – важный момент, который необходим к постижению каждому пианисту, желающему заниматься любимым делом на профессиональном уровне.
В нашей школе музыки вы сможете как овладеть различными инструментами, так и постичь все премудрости музыкального языка. Вне зависимости от того, собираетесь ли вы своей игрой собирать стадионы или просто музицировать для души, его знание вам исполнять любые композиции на гитаре, пианино и даже барабанах более технично и совершенно, а может быть даже записать отличный кавер на известную песню или сочинить свою.
Музыка — это целая страна, в которой есть свои законы и правила. Если знать верный подход, то освоение музыкальных дисциплин даст быстрый результат и доставит много положительных эмоций.
Теория сольфеджио для пианино и рояля включает в себя довольно много терминов. Давайте во всем разберемся.