27-04-2018
То, как научиться играть на пианино, можно понять, не только начав постигать азы музицирования в специально предназначенных для этого школах, но и попробовав освоить инструмент лично.
Существует мнение, что понять, как научиться играть на пианино самостоятельно невозможно. И, отчасти, оно справедливо. Здесь дело состоит не только том, что на изучение инструмента и техники исполнения уйдет не менее 10 лет, а в том, чтобы ученик не потратил это время впустую. Ибо при всем своем желании и современных технологиях человек не способен услышать свою игру со стороны. И в нужный момент поданный совет педагога или мастера способен сэкономить месяцы бесплодных занятий даже очень талантливого ученика.
Конечно, во-первых, нужно слушать. Слушать и анализировать, хотя анализ в музыке – вещь достаточно неблагодарная. Если Вы не собираетесь играть исключительно никем не исполненные раритеты, то, скорее всего, youtube.com откликнется на набранное название пьесы и предложит Вам прослушать ее в исполнении уже известных мастеров. Конечно, бесполезно копировать Святослава Рихтера или Гленна Гульда, но знать их начинающий маэстро просто обязан.
А во-вторых (и далее до в-сотых), играть. Играть много и часто, играть в разном настроении и даже когда совсем не хочется играть. Ни в коем случае не ограничивая себя избранной программой или этюдами Карла Черни вкупе с упражнениями Ганона. Играйте только то, что Вам нравится. Кроме памяти мозга существует еще память пальцев, которая через много лет позволит Вам почти моментально вспомнить полюбившуюся пьесу.
Технические вопросы уровня «постановки руки», «какими пальцами играть на пианино», «как сидеть за инструментом» тоже очень важны, но они отступят на второй или даже на пятый план, если Вам удастся почувствовать произведение. Вопросы тональных тяготений, взаимодействия тем, композиционного развития и даже правильного темпа мозг решит самостоятельно, и на подсознательном уровне (особенно если Вы исполняете произведение талантливого композитора).
Если вы хотите стать настоящим профессионалом, задача как научиться играть двумя руками на пианино, остается актуальной.
Во-первых
Первое - нужно уяснить, что исполнение на фортепиано сродни работе дирижера: в большинстве произведений для партий левой руки оставляется аккомпанирующая функция, а правая рука отвечает за сольные партии и мелодические линии. И хотя, как правило, их работа взаимосвязана, нагрузка и ответственность всё-таки разные.
Во-вторых
Работа рук должна быть полностью независима. Если Вы не собираетесь посвятить свою жизнь исполнению до-барочных произведений или песенок для детских утренников в размере 2/4, то необходимо хотя бы иногда поупражняться с полиритмическими пьесами. Например, левая рука исполняет аккомпанемент строгими восьмыми нотами, а правая плетет узор восьмыми триолями. Это самое простое, можно усложнить.
В-третьих
В современной танцевальной музыке, рок и джаз-партитурах левой руке предписывается хоть и ограниченная, но весьма важная роль. Хотя жанровый список далеко не полный, так как цифровой бас И.С.Баха имеет то же функциональное назначение. Это ритмическая целостность, неразрывность всего музыкального пласта. И пока партия левой руки будет исполняться неровно, не очень ритмично, произведение будет разваливаться на множество отдельных кусков. В качестве упражнения здесь уместно порекомендовать проигрывать пьесу поочередно левой и правой руками (иногда помогая метрономом), не боясь определенной механистичности исполнения леворучной партии.
В-четвертых
Фортепиано, как достойный потомок клавесина, всё же остается аккомпанирующим инструментом, оформлением для солиста. Для упрощенного понимания того, как играть левой рукой на пианино имеет смысл помузицировать совместно с сольным исполнителем. Лучший вариант для этого – ансамбль из нескольких музыкантов, где хорошо слышен каждый голос, или камерный оркестр. Если Вы склонны к импровизационной музыке, подойдет джаз-трио. В любом случае только левая рука пианиста даст солисту сигналы к изменению темпа, динамическим отклонениям, вступлениям или окончаниям.
Суммируя вышесказанное, что нужно для того, чтобы выучить фортепиано:
Разумеется, на определенном этапе Вашего музыкального развития Вам потребуется изучить и нотную запись, сольфеджио и основы гармонии. Это, подчеркнем, на современном этапе, весьма необязательный пункт в музыкальном развитии, Льюис Армстронг нот не знал, а уж как играть двумя руками на пианино тем более.
Как научиться играть на пианино дома? В современном оцифрованном мире существует очень много способов для этого. Фирмы Yamaha и Casio выпускают цифровые клавиатуры с динамической подсветкой клавиш, которые должны звучать в данный момент, есть инструменты с имитацией нажатия клавиши, почти все цифровые инструменты позволяют выбрать тембр рояля и акустику помещения. Сотни способов как быстро научиться играть на пианино. Но так ли важно сделать это именно быстро? Витиеватые многоголосные вирши средневековья сменились двух-аккордовым рэпом с вокальной партией, которая уже даже называется читкой и ничего общего с вокалом не имеет.
Но почему мы ходим на концерты, где стоит мастеровой рояль прошлого столетия, а перед ним сидит седовласый пианист? Чтобы почувствовать гармонию музыки иногда требуется очень много времени, а чтобы передать её слушателю, наверное, жизнь. И если Вам повезет найти эту гармонию, Вы будете тем самым человеком, который сможет поведать миру «как самому научиться играть на пианино».
Ля-минор — базовая минорная гамма, с которой начинают знакомство с гаммами музыканты. В ней написано множество знаменитых лирических песен.
Поговорим о C-dur, самой известной тональности у всех новичков. Обычно не возникает сложностей понять, как играть До мажор на фортепиано.